Поиск

Josep Tornero. La desaparición de las luciérnagas



Ночные бабочки и мотыльки, чье неодолимое стремление к огню напоминает суицидальный порыв Икара, издавна очаровывали писателей, поэтов и ученых. Жорж Диди-Губерман усматривал в ночном биении крыльев хрупкое состояние восприятия мерцание между иллюзией и реальностью, между симптомом и символом. Иногда в искусстве образ приобретает статус симптома, то есть того, что не может быть зафиксировано как символ. Симптом это единственный способ приблизиться к невыразимому, к вытесненной памяти.


Каталог La desaparición de las luciérnagas, изданный по следам одноименной персональной выставки Жозепа Торнеро, прошедшей в Centre del Carme Cultura Contemporània в Валенсии с 7 марта по 19 мая 2019 года, и включает в себя фото документацию экспозиции, а также тексты, написанные арт-критиком Педро Медина и директором Centre del Carme Луисом Фернандо Пересом.



Тема выставки отсылает зрителя к последней статье, которую Пьетро Паоло Пазолини написал для Il Corriere della Sera незадолго до того, как его убили неофашисты. Это статья позднего, разочарованного Пазолини, который, однако, становится провидцем, осмысляя духовный климат итальянского общества тех лет, утратившего свои идеалы (светлячков) и потому обреченного блуждать во тьме. Он сетует на обнищание культуры, утрату местных обычаев, отмечая, что даже провинциальный и непокорный люмпен одурманен телевидением и культом потребления.


Повествование в проекте Торнеро поддерживает идею сборки, а не серии, дабы установить множество способов связи в духе Аби Варбурга. Таким образом, зритель видит изображения, которые становятся призраками памяти. По сути, каждая картина конструирует общее воображаемое, которое имеет в качестве своих координат частое упоминание в социальных практиках современного искусства: травма, боль, память, насилие, и которое каждое общество стремится скрыть.



Экспозиция включает в себя картины, архивные изображения, а также скульптуры. Черное и белое вовлекают зрителя в собственную внутреннюю темноту, охватывая все вместе, связывая картины с фотографическими полиптихами и гипсовыми бюстами. В дополнение к пустоте власти, о которой говорил Пазолини, здесь присутствует вакуум идентичности: искаженные страхом лица и бюсты, замаскированные противогазами.



Каталог La desaparición de las luciérnagas это результат исследования, над которым Жозеп Торнеро работал около двух лет, осмысляя историю ХХ столетия, ставя под сомнение природу художественного образа, пытаясь найти тени прошлого и вернуть их обратно в настоящее.


Text(s) by Pedro Medina Reinon, Luis Francisco Perez

Spanish

2019. 110 pp., 20 ills.

softcover

27 x 21 cm

ISBN 978-84-482-6339-3

Join the mailing list
©
  • Facebook - Белый круг
  • White Instagram Icon
  • Vkontakte - Белый круг

© 2021 All rights reserved. Any use of materials is allowed only with the consent of the editorial 16+

The site is in test mode. The print publication is registered in the National Center ISSN of the Russian Federation