Поиск

Tools for Utopia


Ретроспективная выставка под названием Tools for Utopia: Selected works from the Daros Latinamerica Collection прошла в Швейцарии в Бернском музее изобразительных искусств с 30 октября 2020 по 21 марта 2021 года. Коллекция Daros Latinamerica — одна из важнейших в мире коллекций латиноамериканского искусства ХХ века. Отправной точкой экспозиции стали произведения искусства, созданные в период с начала 1950-х до конца 1970-х годов художниками из Бразилии, Венесуэлы, Уругвая и Аргентины.

На фоне международных конфликтов и национальных беспорядков художественное творчество во многих странах Латинской Америки радикально отошло от репрезентативной традиции. Как полагает куратор выставки Марта Дзеванска, работы этого периода стали эстетической альтернативой опыту тоталитарных систем, а также своеобразным импульсом для реорганизации общества. Задуманные во времена, когда общество подчинялось жестоким, коррумпированным и непредсказуемым диктаторам, произведения искусства стали реальным средством трансгрессии, поскольку были не просто созданы как ответ, но и воспринимались как противопоставление: признак подлинной вовлечённости и эксперимента, включающего в себя компоненты социальной и политической утопии. Так, выставка использует двусмысленный и многозначный термин «утопия», предполагая, что произведения искусства могут быть практическими инструментами для её воплощения. Экспозиция репрезентует возвращение к современному понятию утопии, разработанному Эрнстом Блохом в его Das Prinzip Hoffnung (1954). Для Блоха утопия является синонимом критической возможности выхода за пределы дихотомий, разделяющих мир (и воображение) на чётко разграниченные «до» и «после», «внутри» и «снаружи», «оптимизм» и «пессимизм». Он размывает эти пределы, мобилизует мечту, которая становится одновременно и орудием, и формой сопротивления.


Антонио Диас. Сделай сам: территория свободы. 1968

Каталог, изданный в поддержку выставки, знакомит зрителя с работами художников из Чили, Коста-Рики, Аргентины, Кубы, Гватемалы, Бразилии, Мексики, Колумбии, Венесуэлы и Уругвая, а также излагает смелые взгляды на искусство, политику и субъективность, наглядно демонстрируя попытки авторов выйти за пределы репрезентативности и стать активными агентами социальных преобразований.


Антонио Диас. An die Polizei. 1968

Сопоставляя архивные и современные работы, представляя исторические манифесты наряду с недавними интервью, выставочный и издательский проект исследует способы, с помощью которых желание «активно жить в настоящем» переосмысляется, усложняется и подвергается сомнению художниками следующих поколений. Tools for Utopia задаётся вопросом, до какой степени латиноамериканские художественные движения середины ХХ века стали катализаторами культурных, социальных и политических утопий. Что означают эти идеи и надежды сегодня? Что осталось от их эстетического наследия? Эти вопросы, по-видимому, особенно актуальны в контексте нынешней социальной и политической напряжённости, переживаемой не только в Латинской Америке, но и во всём мире.



Text(s) by Ed. Marta Dziewanska text(s) by Marta Dziewanska, James Koch, Nina Zimmer, Rhod Rothfuss, Gyula Kosice et al.

graphic design by Blazej Pindor

German / English

2020. 88 pp., 100 ills.

softcover

22,5 x 29 cm

ISBN 978-3-7757-4837-7