Поиск

Entangle. Physics and the Artistic Imagination


Каталог Entangle. Physics and the Artistic Imagination, изданный по следам одноименной выставки, проходившей в Музее современного искусства в Умео (BIldmuseet) с 16 ноября 2018 по 7 апреля 2019 года, представляет работы четырнадцати современных авторов, вдохновленных теоретическим и экспериментальным исследованием природных явлений. Помимо работ, издание включает интервью с несколькими художниками и учеными-физиками (из Европейской организации по ядерным исследованиям (CERN) и Гарвардского университета), которые озвучивают свои взгляды и демонстрируют различные методы познания реальности и восприятия Вселенной. Редактором издания выступила куратор выставки Ариана Кук основательница программы Arts at CERN. Также в каталог вошли тексты физика и автора интеллектуальных бестселлеров Карло Ровелли, искусствоведа Гэвина Паркинсона, научно-популярного писателя Филиппа Болла, а также генерального директора Фонд развития искусства и креативных технологий (FACT) Николы Трискотт.



В своем вступительном эссе Ариана Кук рассказывает о взаимной пользе, которую физика и искусство могут принести друг другу. Физика, утверждает куратор, позволяет увидеть мир под другим углом. Она вдохновляет художников, иногда напрямую, а иногда более тангенциально.

Физика сродни искусству, в первую очередь потому, что расширяет человеческий кругозор, используя воображение и не стесняясь исследовать границы познания.

Далее ее мысль иллюстрируется пятью короткими диалогами, где художники и ученые представляют свое понимание, опыт конкретного природного явления или научной концепции: гравитации, энтропии, теории струн и так далее.

Само название выставки и каталога отсылает к работе одного из участников проекта Рафаэля Лозано-Хеммера Entanglement, Subsculpture 6 (2005). Это интерактивная инсталляция, состоящая из двух одинаковых неоновых вывесок. Инсталляция иллюстрирует термин, используемый в квантовой физике для описания странного свойства двух частиц, которые ведут себя как единое целое. Две вывески могут быть размещены в отдельных комнатах или даже в разных городах. Под каждой есть обычный выключатель света, который включает и выключает вывеску. Эти выключатели связаны между собой через два компьютера, подключенные к Интернету. Таким образом, неоновые вывески автоматически могут быть включены или выключены одновременно и никогда порознь., Одна из вывесок может включиться в неурочное время, например, ночью, потому что кто-то на другом конце света только что включил свою часть инсталляции.


В издании представлены произведения живописи, дизайн одежды, скульптура, видеоарт, инсталляция, цифровое искусство и фотография. Представленные произведения не являются буквальными переводами физических формул на язык искусства или иллюстрациями каких-либо феноменов. Художники подходят к вопросам науки с невероятной фантазией, а иногда и с большой иронией. Юлиус фон Бисмарк в своей работе Freedom Table and Democracy Chair (2018) он подвесил стол и стул, которые вращаются в воздухе. «Вы видите воображаемую резинку между ними? Это отношения между двумя объектами в движении. Но это только в нашей голове. Я хочу посмотреть, как мы воспринимаем нашу среду и что мы готовы вообразить, чтобы понять ее», говорит художник. Также примечательна инсталляция Гошки Мацуги International Institute of Intellectual Co-operation (2015-2016), где бронзовые головы известных исторических личностей, среди которых Альберт Эйнштейн, Карл Маркс, Чарльз Дарвин, Юрий Гагарин, а также вымышленных персонажей, таких как Франкенштейн, насажены на бронзовые жерди — словно атомы в молекулярной структуре.



Серия Джулиана Шаррье Second Suns исследует пост-ядерные пейзажи и архитектуру атолла Бикини — группы островов, которые США использовали в качестве полигона для испытаний атомной бомбы. На фотографиях запечатлены бетонные бункеры и другие разрушающиеся инфраструктуры. Изображения покрыты какими-то мелкими бликами или вспышками света. На самом деле, негативы фотографий были испорчены песчинками, взятыми со все еще радиоактивных пляжей атолла.



Другой автор, Сольвейг Сеттемсдаль, прочитав труд физика Алана Гута «Инфляционная модель Вселенной», была поражена его трактовкой времени как коагулирующего желе. Художник много лет работала с желатином в качестве средства для скульптуры. Видеоарт Singularity представляет собой съемку расширения и сжатия сгустка белых чернил в желатине. Выбор среды концептуален, художнику важно, что желатин является продуктом переработки кожи и костей. Автор считает, что человеческий взгляд на космическое пространство очень плотский, говоря буквально, «мясной». Сеттемсдаль записала 44 версии видео Singularity, прежде чем получить то, что она хотела. Каждый дубль требовал заново начать длительный процесс создания десятидюймового куба желатина и аккуратного введения и удаления из него чернила. Художник делала это вручную, используя различные приспособления, включая инструмент, обычно используемый для стоматологической работы с лошадьми.


Кэри Янг в своей работе Report of the Legal Subcommittee (2010) совмещает распечатку карты звездного неба с протоколом заседания Организации Объединенных Наций. Международные делегации заявляют о том, что разочарованы сорокалетними усилиями по разработке юридического определения космического пространства. Подобное признание обладает богатым поэтическим потенциалом — упорные попытки бюрократизировать и контролировать космическое пространство терпят фиаско. Человечества бессильно перед загадкой этих бесконечных глубин.


Так, авторы каталога в непринужденной и доступной форме делятся своим опытом по трансформации физики в более широкий культурный опыт, а искусства в научную практику. В целом, каталог фиксирует интеллектуальные прорывы, которые определяют новые парадигмы между современным искусством и физикой элементарных частиц. Entangle. Physics and the Artistic Imagination — это не просто каталог выставки, а вдумчивая самостоятельная работа, которая делает осязаемыми самые абстрактные и эфемерные области научного знания.


Ed. Ariane Koek

text(s) by Philip Ball, Ariane Koek, Gavin Parkinson, Carlo Rovelli, Nicola Triscott,

graphic design by Maria Persson

English

2019. 160 pp., 30 ills.

softcover

18 x 25 cm

ISBN 978-3-7757-4508-6