Поиск

Edi Rama. Work



Творчество премьер-министра Албании Эди Рамы неотделимо от его политической карьеры, которую он начал в качестве министра культуры Албании в 1998 году. Именно в министерстве Рама начал рисовать, почти не замечая этого. «Я не мог найти способ пережить эти долгие заседания, — рассказывает Рама, — Рисунок помогал мне слушать. Уже много позже я ознакомился с исследованиями, которые доказывали, что рисование улучшает концентрацию или снижает стресс. Это процесс, который стал частью меня. И это очень плодотворно. Если я нахожусь в обстоятельствах, когда я не могу рисовать, я нервничаю, я просто чувствую, что меня как будто не существует». Между тем, рисунки постепенно вызревали, превращаясь из пустых каракулей в более содержательные, целостные композиции. Позже Рама не только начал выставлять свои рисунки как произведения искусства, но и принял решение распечатать их в виде обоев на стены своего кабинета. На сегодняшний день, художественные произведения Рамы экспонировались на Венецианской биеннале 2017 года и на биеннале в Сан-Паулу 1994 года в Бразилии, в Национальной художественной галерее Тираны, в Haus der Kunst в Мюнхене, в Центре Помпиду в Париже и других известных арт-институциях.



Во время телефонных конференций и совещаний Эди Рама создает рисунки и акварели на рабочих заметках, протоколах, факсах и других фрагментах деловой переписки. Большинство из работ созданы на распечатках А4 из Microsoft Outlook — ежедневного графика премьер-министра. Цветы распускаются, и монстры появляются из распорядка дня. Все это отдаленно напоминает автоматическое рисование Макса Эрнста или Андре Массона, создававших плавные, биоморфные изображения без первоначального замысла. Неясно, являются ли каракули Эди Рамы плодом интеллектуальной концентрации или спонтанных фантазий. Эти рисунки похожи на поток, связывающий повседневную политическую рутину.

В то время как разум Рамы сосредоточен на политическом контексте дискуссии, его взгляд скользит по бумаге, следуя его руке, которая ведома его внутренним опытом. Так, искусство, день за днем производимое в процессе управления государством, преобразовывается в некий абстракционистский журнал — яркий документ политической жизни и ежедневных противоречий между властью и творчеством.


Альбом «Работа» является первым изданием, в котором представлены рисунки, керамические скульптуры, а также масштабный принт, схожий с узором обоев в офисе Рамы в Тиране. Составленный из более чем 700 рисунков, принт подобно фризу проходит по всей книге, создавая имманентную связь между его работами. Помимо искусствоведческих очерков Мартина Герберта, Ганса Ульриха Обриста и Орнелы Ворпси о творчестве Рамы, в книге опубликована беседа с художником. Название альбома повторяет название первой персональной музейной выставки Рамы в США, которая пройдет в Музее искусств Невады с 21 ноября 2019 по 12 апреля 2020 года.



Эди Рама был избран премьер-министром Албании в сентябре 2013 года после безоговорочной победы на выборах, с тех пор его правительство вступило на путь реформ, направленных на сближение Албании с Евросоюзом. Однако Албания все еще очень бедна. В стране процветает коррупция, хотя Рама добился прогресса и в этом вопросе. Есть ли место искусству в таких условиях и при таких обстоятельствах? «Если искусство не может сделать политику более вменяемой, политика с ее безумием иногда может сделать искусство еще лучше. Когда я стал министром, я думал, что искусство ушло из моей жизни раз и навсегда, — говорит Эди Рама, — сегодня, политика — это моя повседневная битва. А искусство в таких обстоятельствах больше похоже на молитву. Очевидно, что магическая сила искусства может изменить вас, даже если вы этого не понимаете. То, что я делаю не имеет отношения к пропагандистскому искусству, которое дает вам понять, что оно хочет повлиять на вас. Это свободное искусство, которое влияет на вас, не давая вам знать, что на вас влияют».


Ed. Carlier | Gebauer, Kunsthalle Rostock, Nevada Museum of Art

text(s) by Martin Herbert, Hans-Ulrich Obrist, Ornela Vorpsi

graphic design by Santiago da Silva

German/English

2019. 112 pp., 70 ills.

hardcover

24 x 33 cm

ISBN 978-3-7757-4601-4