Поиск

Duo Cognito



Проект Duo Cognito, открывшийся в галерее Sense (Пространство Cube.Moscow)

4 февраля 2020 года, исследует интеллектуальную и чувственную природу познания, а также технологические и умозрительные возможности освоения космического пространства. Сама по себе идея дуальности познавательных процессов не нова. Еще русский философ-футуролог Николай Федоров в своей знаменитой работе «О двух разумах» писал о «практическом разуме неотделенном, слившимся воедино с теоретическим во всей его полноте», утверждая, что подобное «слияние» является залогом перехода на принципиально новую ступень эволюции — сознательный этап развития мира и космоса. Собственно, само название выставки прямо указывает на близость ее концепта космистским замыслам Федорова.



В пространстве экспозиции две когнитивные системы, которые, если верить ученым, даже в ходе эволюции развивались раздельно, представлены произведениями двух молодых московских художников Насти Миро и Алены Каляновой. Мягкая, символичная Калянова и точная, гиперреалистичная Миро словно визуализируют небезызвестную гипотезу Становича и Уэста о глобальных ментальных Системах, существующих под условными номерами 1 и 2.



Масштабные, исполненные темперой станковые полотна Насти Миро с документальной строгостью демонстрируют то рутинную работу астронавтов в открытом космосе, то грузовой отсек космического корабля, то полет лунного модуля, — словом, некие суммарные фактические результаты научного прогресса, за которыми стоят десятилетия технических экспериментов, сложных вычислений, высокоинтеллектуальной работы. Стоит отметить, что картины действительно основаны на личных впечатлениях автора, предпринявшей смелую экспедицию в Казахстан, к первому и крупнейшему в мире космодрому Байконур. «Я очень хочу, чтобы зритель пережил те самые эмоции, которые испытала я, когда, высвечивая фонарем в кромешной тьме элементы гигантских космических кораблей, вдруг осознала их реальный масштаб. И масштаб утраты. И одновременно — восторг, от которого перехватывает дыхание. Я не могу рассказать об этом каждому, но я надеюсь, что смогу передать эти личные ощущения через свои работы», — рассказывает Настя.



Скульптурные объекты Алены Каляновой, выполненные из шамотной глины, напротив, повествуют о мистической связи человека и космоса, о таинственных перемещениях сквозь тернии бренной телесной оболочки к далеким и недосягаемым звездам. Алене близка эстетика архаичной пластики: она словно стремится воссоздать ощущение археологической находки. Идолообразные фигуры завораживают и требуют молчаливого предстояния. А тонкие вставки из стекла, нитей и проволоки выглядят на шероховатой глиняной фактуре как подлинная драгоценность. По словам автора, скульптурные объекты — это своего рода «говорящие камни», оставленные древней и загадочной цивилизацией, культовые предметы, призванные помочь человечеству познать свои скрытые возможности и силу бессознательного. Так, работы Каляновой, подобно Системе 1, порождают впечатления и чувства, которые являются главным источником убеждений и сознательных выборов Системы 2.



Впрочем, реалистичные холсты и абстрактные объекты взаимодействуют друг

с другом не только на уровне идеи, но и на уровне языка, поскольку и тем, и другим в равной мере присуща монументальность и масштабность. Сознательная традиционность подхода, а также упор на ремесло лишь подчеркивают внутреннюю свободу художников, стремящихся сохранить свой контекст и специфически гуманистическое мировосприятие, на сегодняшний день в пространстве мирового искусства почти утраченное.



Очевидно, что даже нарратив выставки осознанно апеллирует к советскому космическому прошлому в самых разных его ипостасях от исторической до утопической. Что касается последней, то в этом аспекте, ключевым элементом экспозиции является локальная видеопроекция — документация перформанса Projectors, состоявшегося в июле 2019 года на границе одного из городских кварталов Подмосковья. В пространстве индустриального ландшафта, похожего на пейзаж далекой планеты, три девушки, среди которых и сама Алена Калянова, транслируют идеи, заложенные в скульптурных объектах, посредством пластики собственных тел. Высокотехнологичное видео парадоксально напоминает отрывок научно-фантастического фильма полувековой давности. Происходящее на экране могло бы стать иллюстрацией сцены из легендарного романа Ивана Ефремова «Туманность Андромеды», где земляне получают послание от загадочной цивилизации Эпсилона Тукана, записанное инопланетянами триста лет назад: «…в ритмической смене движений угадывалась величавая и в то же время грустная музыка, как будто воспоминание о великой лестнице безыменных и неисчислимых жертв развития жизни, приведшего к столь прекрасному мыслящему существу…».



Герои романа сетуют, что несмотря на высочайшие научные достижения Эры Великого Кольца, все, кого они видят на мониторах, давно мертвы. Кстати, в этой же сцене рассказывается о некой межгалактической традиции, согласно которой сообщения для обитателей других планет всегда озвучивают красивые женщины, поскольку это дает представление об эстетике мира в целом. Безусловно, Каляновой удалось создать убедительный образ параллельной ufo-реальности, свидетельством которой как бы явились представленные на выставке артефакты.


Расширение границ наррации позволило каждому зрителю генерировать свое собственное смысловое поле, трактуя проект в том числе и как визуальную метафору встречи двух цивилизаций — земной и инопланетной.

Как известно, творческий процесс является не только целью, но и средством постижения «тайны бытия», попыткой добраться до чего-то необъяснимого. Начиная с фантазии, художник приходит к выводам рассудка, и наоборот. Настя Миро и Алена Калянова размышляют о месте человека в космосе, о конечности и бесконечности существования, о знании внешнего мира и самого себя. Результат размышлений — Duo Cognito — визуальная формула обладания наблюдениями науки, обобщениями опыта и, одновременно, идеалами души, интуициями чувства.




Join the mailing list
©
  • Facebook - Белый круг
  • White Instagram Icon
  • Vkontakte - Белый круг

© 2021 All rights reserved. Any use of materials is allowed only with the consent of the editorial 16+

The site is in test mode. The print publication is registered in the National Center ISSN of the Russian Federation