Поиск

Contemporary asian art



Сегодня художники из стран Азии расширяют свое международное присутствие и пользуются большим вниманием со стороны коллекционеров по всему миру. В это же самое время, несмотря на то, что тотальная экспансия биеннале, ярмарок и выставок современного искусства сделала границы между регионами и этносами более проницаемыми, Азия продолжает поддерживать чрезвычайно широкий спектр традиционных практик. Более того, многие авторы создают концептуальные произведения, которые стирают грани между арт-объектом и декоративным искусством. Сегодня современные азиатские художники борются за сохранение баланса между выражением специфики своих культур, с одной стороны, и присутствием на международном арт-рынке, с другой.


Ли Шан. Молодой Мао. Красная серия. 1994

Глобальный спрос на #contemporaryasianart от США до Европы и, конечно же, внутри самой Азии, очевиден. Однако как дифференцировать современное азиатское искусство? Как отличить его от современного искусства вообще? И что делает его азиатским, а что — современным?

Но сперва совсем немного истории. Общая дефиниция для современного азиатского искусства сформировалась примерно в 1980-е годы в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Быстрые экономические преобразования оказали значительное влияние на творчество художников. Последнее проявилось во множестве стилевых новообразований, включая political pop 1990-х годов в Китае, высоко коммерциализированные практики японца Такаси Мураками или монументальные инсталляции индийского художника Субодха Гупты, сделанные из объектов повседневной жизни.

Ли Сян. За Южно-китайское море! 2010-е

Отечественному зрителю, пожалуй, всё же наиболее известен именно political pop, соединивший поп-арт США с социалистическим реализмом Китая. Явление максимально близкое к русскому соцарту. В Китае на тот момент происходили быстрые социальные и политические изменения, и художники стремились создать искусство, ставящее под сомнение культурную догму. Эпатируя, они освобождали сознание зрителей от идеологических стереотипов, раскрывали истинный смысл знаковых клише, символов и образов социалистического искусства. Более прямые политические практики и перформансы также были доминирующими тенденциями последних двадцати лет, самый известный пример — китайский художник Ай Вэйвэй, получивший международное признание за свою активную критику государственной политики.

Разумеется, дать исчерпывающий обзор современного искусства Азии невозможно, да и не нужно. С другой стороны, недостаточно просто находить и распространять новую информацию об искусстве. Конечно, расширение базы знаний имеет решающее значение в любой дисциплине. Однако проблема, с которой сталкивается исследователь во всё более глобализирующемся мире, заключается в том, как глобализировать саму историю искусств. Острота проблемы ощущается не только среди тех, кто работает в области актуальных процессов, но и в искусствознании в целом. Каждый период имеет свою проблематику. Сегодня, основная задача состоит в том, чтобы найти пути построения многогранных сравнительных перспектив, которые отражали бы разнообразие современных художественных практик на излете второй декады XXI века.

Таким образом, необходимо пытаться исследовать не только новые глобальные, но и региональные связи, а также новые способы понимания современного азиатского искусства, используя разнообразные подходы, которые охватывают теорию и историю искусства, визуальную культуру и исследования в музее, кураторскую и художественную практики.

Можно выделить три основных критерия в понимании того, что является неотъемлемой частью современного азиатского искусства и что его определяет. Во-первых, произведение должно каким-либо образом отображать свой контекст, то есть говорить о месте, людях или культуре в целом. Во-вторых, оно должно быть релевантно международной аудитории и говорить на понятном ей языке. И, наконец, произведение должно иметь достаточно местного «диалекта», чтобы сохранить свою узнаваемую уникальность.

В конечном счете, когда мы обсуждаем значение современного азиатского искусства, мы сталкиваемся с вопросом: зачем вообще нужна эта объединяющая категория для Азии? С геокультурной точки зрения сама идея «Азии» проблематична, так как Азия не есть некое монолитное образование. Возможно, идея «Азии» является до некоторой степени искусственно сконструированной в противоположность идее «Запада».


Чжан Сяоган. Бизнесмен, студент, солдат, фермер, рабочий. 2008

Однако перед лицом, так сказать, передового интеллектуального конгломерата, состоящего в основном из западноевропейских и североамериканских музеев, университетов и других культурных институций, единое азиатское художественное движение способно пересмотреть и переопределить доминанту современности. В этом смысле существует большая необходимость в существовании такого движения. Благодаря ему азиатские нации смогут также лучше понять и принять культуры друг друга не через посредничество Запада, а в прямом диалоге.


Сегодня у нас есть реальная возможность пересмотреть давние западно-ориентированные теории относительно происхождения и развития различных стилей, дискурсов, инноваций и экспериментов в пространстве азиатского искусства, оценить «инаковость», индивидуализм и субъективную автономию художников и переосмыслить ряд альтернативных, а иногда и конкурирующих концептов транснационального

пост-нео-арта.


Масами Тераока. Тоска самурая. Серия «Гавайские шноркели». 1993


Join the mailing list
©
  • Facebook - Белый круг
  • White Instagram Icon
  • Vkontakte - Белый круг

© 2021 All rights reserved. Any use of materials is allowed only with the consent of the editorial 16+

The site is in test mode. The print publication is registered in the National Center ISSN of the Russian Federation