Поиск

Coincidentia oppositorum

Кирилл Шаманов — художник, куратор, прозаик, автор бестселлера «Дурные дети Перестройки», медиа-активист, лауреат Премии ТОП-50 Знаменитых Петербуржцев (по версии журнала «Собака.ru»), чьи работы находятся в собрании ГРМ (Санкт-Петербург), Центр современного искусства Сергея Курехина (Санкт-Петербург), ГЦСИ (Москва), Пермской художественной галереи. По просьбе ComArts Кирилл Шаманов дал несколько парадоксальных рекомендаций молодым художникам, которые публикуются здесь в виде кратких тезисов.




Прежде чем заниматься #contemporaryart, лучше получить образование, но не художественное, а искусствоведческое или философское. Чтобы понять, что такое история искусства и найти в ней своё место, сознательно, по собственному выбору, а не действовать методом тыка или повинуясь сиюминутной моде. Если вы все же действуете методом тыка или просто хотите просто «попасть в тусовочку», то велика вероятность, что с годами, занятое место станет некомфортным и даже позорным.
«Выставок или проектов, о которых ничего не написали, не было». Эту фразу часто повторяют разномастные деятели искусства, считая себя распорядителями судеб художников. Есть и более жесткая формулировка для непослушных или провинившихся: «Про тебя никто из профессионалов не напишет. Мы вычеркнем тебя из истории искусства!» И они это могут. Поэтому учитесь писать сами.
Большинство искусствоведов и кураторов совсем не умеют писать. Они — дислексики, помешанные на власти, не способные совладать с большими объёмами текста. Дай бог, если они напишут и издадут за всю жизнь хотя бы одну книгу. Как правило, это сборник статей за 30 лет «интеллектуальной работы», который прочитает от силы 100 человек.
Художники долго не живут, в отличии от ученых, писателей и философов. Лучше заранее обратить на это внимание, дабы иметь шанс воспользоваться плодами своей славы.


Ремесло зло. Оно обесценивает человека и художника, пожирает его время и внимание. По сути, художник-ремесленник — это раб, ниже низшего сословия. Его искусство не вытекает из его философии, а он наивно считает себя «творцом», ничего не зная о том, что это значит, и, зачастую, просто копируя других или отрабатывая однажды найденный ход, манеру.


Если вас не взяли в выставку, то этому может быть две причины: либо вы — бездарь, либо вы — гений. Однако, скорее всего, вы просто не желаете наладить с организаторами глубокие непатические связи.
В мировом #contemporaryart есть три «могучие кучки» — #gays, #feminists и #leftists. Идеальный «полуфабрикат» современного художника вы можете домыслить самостоятельно.
Искусство, которое занимается «исследованиями» или «защитой прав» — не искусство. Возможно, лучше заняться реальной наукой или политикой. Даже очень известные (как правило за счет скандала) проекты, устаревают вместе с мировой повесткой, а их авторы выглядят карикатурно уже при жизни. Карикатура считается низшим жанром в искусстве неслучайно.


Никому не дарите и дешево не отдавайте свои работы, иначе они окажутся на помойке.
Считается, что знание иностранных языков расширяет круг общения и возможностей художника. Однако не менее полезно для начала изучить свой родной язык. Если вы не владеете родной речью, вам нечего будет сообщить миру. Даже владея несколькими языками, вы останетесь потребителем речи и высказываний других художников, писателей, etc. Язык программирует человеческое сознание. Имея несколько недостаточно развитых программ внутри одной системы, вы рискуете вызвать между ними конфликт. Конфликт в сознании человека называется безумием, и это не то состояние, в котором делаются выверенные и претендующие на вечность творческие высказывания. Изучение языков для творчества бесполезно. За вас должны говорить ваши проекты, если они того достойны, их переведут на все языки мира или они будут ясны и без знания вашего родного языка.
«Искусство это эксперимент», — говорил #Кандинский. Если ваше творчество не похоже на то, что делают другие, у вас есть шанс, что оно настоящее, что вы расширили границы искусства. Нелепо заниматься перелицовкой чужих, устаревших открытий, считая себя творческой личностью. Учитывая, что сейчас уже многое создано, а руки «чешутся», попробуйте создать хотя бы какое-то новое прочтение, «прибавочный элемент». В противном случае, вы сами расписываетесь в том, что вашему искусству грош цена.