Поиск

Border Crossings

North and South Korean Insights from the Sigg Collection



Николай Лобазников



Выставка Border Crossings – North and South Korean Art from the Sigg Collection, открытая с 30 апреля по 5 сентября в Художественном музее Берна, позволила европейской публике поближе познакомиться с культурой и искусством Корейского полуострова, разделенного с 1953 года надвое. Сегодня двухсот пятидесяти километровая граница из колючей проволоки и противотанковых заграждений разделяет Корею через «демилитаризованную зону» на два государства — Республику Корея на юге и Корейскую Народно-Демократическую Республику на севере.


Северная и Южная Корея разительно отличаются друг от друга. На юге существует капиталистическая система с хорошо развитой демократией и процветающей экономикой. На севере — парламентская республика, которая на деле является тоталитарной однопартийной диктатурой. В течение трёх поколений семья Ким контролирует судьбу КНДР, защищая население от любой информации из внешнего мира. В то время как Север поддерживает художественные традиции социалистического реализма, Юг развивает идеи #contemporaryasianart, исследуя несовместимость двух политических систем и реальные проблемы современных корейцев. Иными словами, хотя художники разделённого полуострова имеют общие культурные традиции, они живут и работают в разных мирах.


В экспозиции представлено 75 работ из коллекции швейцарского бизнесмена и дипломата Уили Сигга, созданных в период с 1970-х по 2010-е годы. Также выставка сопровождается подборкой раскрашенных вручную северокорейских плакатов и марок из коллекции швейцарской активистки Катарины Зеллвегер, которая имела опыт координации гуманитарной помощи в Северной Корее и несколько лет жила в Пхеньяне. Куратором выставки выступила главный хранитель музея Кэтлин Бюлер при поддержке Стефани Марлен Венгер.


Фэн Мен Бо. Две Большие Белые акулы. 2014

К открытию выставки был выпущен солидный каталог, включивший художественно-исторические очерки по теме, а также обширные сопроводительные тексты к экспонируемым работам, где южнокорейские авторы исследуют тему границ в искусстве, а избранные эксперты объясняют иконографию и методы «северян».


Рассматривая основные тематические векторы выставки, в первую очередь необходимо упомянуть о проблеме художественных целей и методов. Целью искусства в Северной Корее является, прежде всего, прославление политической системы и её лидеров. Искусство существует только как государственное явление, не имея возможности свободно выбирать свой предмет, выразительные средства или возможности для экспонирования. Творческие планы и задачи определяются официальной Ассоциацией художников, членство в которой является обязательным. Профессиональные художники работают в двух официальных студиях под строгим контролем сверху, будучи полностью изолированы от международного влияния. Как следствие, человек изображается таким, каким его хотела бы видеть система: героическим и счастливым. В данном случае северокорейские художники пытаются использовать опыт советского искусства, не отражавшего реальность здесь и сейчас, но воспитывавшего общество с точки зрения долгосрочных целей (с расчетом, что оно рано или поздно станет таким, каким его изобразят). Однако Северная Корея оказалась поймана в историческую ловушку постоянного самоутверждения перед крупными мировыми державами: искусство полностью свелось к идеологической пропаганде, с целью укрепить моральную силу страны и позиции правящей династии.


Си Хен Ли. Между Красным. 2007

Второй тематический вектор — это историческая картина. Безусловно, до изобретения фотографии изображение известных личностей на исторических мероприятиях являлось одной из самых важных задач живописи. Однако данный жанр, с уклоном в сухую документацию значимых политических событий и прославление власти, до сих пор культивируется в Северной Корее. Художники даже изображают сцены, которые никогда не происходили в реальности. Например, визит экс-президента США Барака Обамы к Ким Чен Иру. Как известно, портреты Ким Ир Сена, Ким Чен Ира и Ким Чен Ына можно найти в КНДР повсюду. Они считаются чуть ли не иконами, а владение такими изображениями за пределами страны строго запрещено. Как и в религиозной живописи, в северокорейском социалистическом реализме вожди изображаются немного снизу-вверх, так что они как бы нависают над зрителем. Вожди всегда занимают центр картины и выделяются на драматическом фоне, будто мобилизуя в себе некие могучие сакральные силы.


Ин Бай Ким. Три портрета. 2007

Ещё одна тема — монохромы. Дансаэкхва — модернистское направление живописи, которое возникло во второй половине 1970-х годов в Южной Корее. Корейская абстракция прошла через различные стадии. В 1950-е годы беспредметное искусство было вдохновлено экспрессионизмом, затем в 1960-х появились новые возможности, связанные с абстракцией геометрических и цветовых полей, и, наконец, возникла новейшая тенденция 1970-х — монохромный стиль живописи. Подобные работы, как правило, демонстрируют тонкие изменения в яркости, насыщенности и свойствах материала. В них нет узнаваемого живописного мотива, вместо этого художник сосредоточен на самом процессе живописи, превращая форму и материал в содержание самой картины. Часто создаваемые в течение длительного периода времени монохромы позиционируются как «фрагменты тишины», приглашающие зрителя погрузиться во внутреннее самосозерцание. Сегодня Дансаэкхва считается важным художественным движением, связанным в первую очередь с корейскими духовными традициями.


Кюнга Хэм. Ядерный гриб Хиросимы и Нагасаки. 2008

Выставка Border Crossing показывает, что искусство может не только соединять, но и разделять, поэтому особое внимание кураторы уделили теме пересечения и нарушения границ. Произведения искусства демонстрируют различные моменты проницаемости, которые могут существовать вдоль корейской границы. Таковы, например, работы китайских художников, выросших на территориях, граничащих с Северной Кореей или принадлежащих к корейскому меньшинству в Китае. Многие авторы всё ещё пытаются установить связи через границу. Так, в ходе операции, достойной шпионского триллера времен холодной войны, южнокорейская художница использовала китайских посредников для контрабанды своих текстильных рисунков и инструкций северокорейским вышивальщицам. Данная тема также напоминает зрителям о любопытном отношении самого Ким Чен Ына к пограничным переходам. Будучи ребенком, нынешний лидер Северной Кореи жил в течение 11 лет в Берне, под видом члена семьи сотрудников посольства.


Йи Сук Юн. Переводная ваза. 2007

Произведения современного искусства Северной и Южной Кореи резко контрастируют друг с другом, как стилистически, так и концептуально. Очевидно, что под давлением политической системы, выбор тех или иных художественных средств намеренно закодирован по своим специфически историческим или идеологическим причинам. Тем не менее, выставка успешно демонстрирует различные способы понимания и отображения прекрасного. Благодаря Border Crossing противоположные мировоззрения вступают в диалог друг с другом, позволяя широкому зрителю познакомиться не только с богатым историческим прошлым Кореи, но и с её противоречивым настоящим.



Ed. Kathleen Bühler, Nina Zimmer, Kunstmuseum Bern

text(s) by Kathleen Bühler, Sunhee Kim, Sunjung Kim, Wonseok Koh, Carol Yinghua Lu, B.G. Muhn, Kyong Park, Stefanie Marlene Wenger, Min-Kyung Yoon

German / English

2021. 280 pp., 250 ills.

paperback with flaps

19 x 28 cm

ISBN 978-3-7757-4916-9