Поиск

Anima Mundi



Творчество для Паолы Тассетти — это, пожалуй, прежде всего осознанный духовный акт; неустанное и непрерывное путешествие между настоящим и прошлым, культурой и природой, разумом и телом; современная Одиссея, которая исследует и придает новую форму физическим пространствам и ментальным ландшафтам.




Выставку Iconema. Ipertrofie naturali в Palazzo Ducale Urbino, прошедшую с 5 сентября по 13 октября 2019 года в рамках специального проекта SPAZIO K, ориентированного на молодых авторов, родившихся в Марке или тесно связанных с этим регионом Италии, следует признать своеобразной квинтэссенцией творческого пути художницы.


По мнению куратора Массимо Витангели, структура выставки состоит из алфавита чувств, грамматики забвения, кодов и парадигм, разрушающих порядок естественного хода вещей, онтологии сознания, синтаксиса страсти, вселенных памяти, хаоса и разрушения.

Зритель попадает на дворцовую кухню, где его внимание захватывает вихревое начало инсталляции Iconema. Само название работы напоминает о том, что искусство — лишь средство для фиксации значения знаков действительности, где минимальной знаковой единицей является иконема. Семантика иконемы опосредованно выражает ассоциативные связи между объектом номинации и объектом посредником. На полу, напоминая поэтику кругов Данте, концентрически смешаны растительные и минеральные элементы, гипсовые скульптуры Афродиты и Эрота, анатомические артефакты и предметы быта, как фрагменты индивидуальной истории художницы. В середине композиции находится изображение матки, символизирующее акт оплодотворения и зачатия. Все объекты инсталляции скрупулезно собраны и найдены Паолой Тассетти в многочисленных поездках и экспедициях. Подобно Телесфору, пергамскому богу путешествий и внутренней трансформаци, она пересекает леса и горы, музеи и архивы, морские побережья и неизвестные пустоши. Это дотошное научное собирательство является первым подступом к созданию большой работы. В итоге, таинственно циркулирующий флорально-анатомический поток, способный концентрировать индивидуальную и коллективную память, возвращет зрителю эмоциональную психогеографию окружающей среды и культуры.



Следующая инсталляция Archivio Mineralogico Ossarile состоит из двух старых лестниц XIX века и ящика, в котором лежит страница гербария 1774 года. Внутри лестниц подвешены камни соединенные между собой нитью, что неуловимо придает всей конструкции форму скелета. На верхних ступенях лестниц размещены растения, отсылающие к языческим ритуалам сбора урожая, что весьма характерно для художественного языка Тассетти.



Затем следует причудливый триптих Studi di Microbiologia Anatomica, состоящий из трех ботанических таблиц, странным образом мутирующих в анатомические. В первой таблице, касающейся оплодотворения однодольных и двудольных цветов, художница изменяет природные элементы благодаря вживлению в них человеческих глаз, ушей, вагин, языков и клеток. Во второй, рассматривающей распространение и прорастание плодов и семян, используется аналогичная композиционная схема. Однако на этот раз анатомические трансплантаты имеют костяную природу. Плоды и семена переплетаются с костяными детородными органами. Здесь очевиден недвусмысленный контраст между мягкость женского и твердостью мужского. Третья таблица фокусируется почти исключительно на глазах, осмысляя различные аспекты естественного и художественного видения.



Следующая работа Privus Naturante переносит зрителя в сказочное и древнее, чувственное и религиозное, анатомическое и растительное пространство. Это весьма странный коллаж, где некая фигура сидит на камне, рядом лежит посох, а на заднем плане виднеется арка и античные руины. Лицо сидящего буквально взрывается красными и белыми цветами. В правой его руке находится гигантское сердце, превращающееся в цветок. Однако вакуум ужаса, исходящий из этой графической метафоры смерти, постепенно уступает место созерцанию цветения, как источника жизни. Полотно опирается на металлическую конструкцию, найденную художницей в заброшенной психиатрической больнице. Сверху работу венчает перевернутая колба, из которой капает некое алхимическое зелье. На полу в вазе стоят розовые цветы, а рядом лежат белые кубики, на которых начертаны буквы «Х» и «Y», как генетические знаки женского и мужского начала или же ка оси декартовой системы координат.



Замыкает выставку расположенная внутри камина круглая инсталляция религиозно-мистического толка под названием Humanus Fumus. Ржавая железная конструкция увенчана изображением большого глаза, погруженного в зеленую траву. Из верхней части глазного яблока валит красный дым. Что означает этот изображение? Кстати сказать, в оригинальной латинской эмблеме XVII века из коллекции Габриэля Ролленхагена, послужившей основой этой работы, вместо глаза изображена земная сфера. Над глазом укреплен сухой пальмовый лист с розовыми цветами. На полу в деревянном ящике лежат белые и серые камни. Изящно украшенный японский коврик словно приглашает зрителя встать на колени в молитвенном ритуале, дабы присягнуть Anima Mundi — единой внутренней природе мира, о которой рассказывает и которую демонстрирует Паола Тассетти.



Join the mailing list
©
  • Facebook - Белый круг
  • White Instagram Icon
  • Vkontakte - Белый круг

© 2021 All rights reserved. Any use of materials is allowed only with the consent of the editorial 16+

The site is in test mode. The print publication is registered in the National Center ISSN of the Russian Federation