Поиск

Angel of Anarchy


Надя Скьяннини



По воле то ли судьбы, то ли конвенционального музейного вкуса культовая британская художница Айлин Агар до сих пор широко известна лишь одной своей скульптурой из коллекции Tate Modernгипсовой головой под названием Angel of Anarchy (1936–1940). Богато декорированный бриллиантами, перьями скопы, бисером, ракушками каури и черным атласом диковинный объект смутно напоминает объемный вариант портрета кисти Арчимбольдо.


С 10 февраля по 23 мая 2021 года Whitechapel Gallery представила крупнейшую на сегодняшний день ретроспективу работ Айлин Агар, впервые подчеркнув ту роль, которую она сыграла в развитии европейского искусства ХХ столетия. В экспозиции представлено более 100 картин, коллажей, фотографий, скульптур, а также архивных материалов, многие из которых впервые доступны широкой публике.

Айлин Агар. Эротический пейзаж. 1942

Несмотря на уникальный вклад в мировую культуру, Агар в значительной степени оценивалась через ее личные связи с ключевыми фигурами европейского модернизма, такими как Пол Нэш, Эзра Паунд, Ролан Пенроуз и Поль Элюар. Куратор выставки Лора Смит, напротив, акцентировала факт влияния экспериментальных практик художницы на развитие дизайна, моды и современного искусства.


Айлин действительно во многом опередила своё время. Её маленький деревянный аквариум с сетями и морскими существами кажется прообразом более известных ассамбляжей Джозефа Корнелла. Коллаж с обнаженной женщиной среди различных примет времени, явно предвосхищает поп-арт коллажи Ричарда Гамильтона. А позолоченный череп, инкрустированный крошечными розовыми ракушками, неприятно схожими с детскими ногтями, явно предшествует черепам Дэмьена Херста.

Айлин Агар. Ангел Анархии. 1936-1940

На протяжении своей почти семидесятилетней карьеры Агар синтезировала элементы самых значительных модернистских тенденций: плавно скользя от фовизма и кубизма, через биоморфный сюрреализм к ташистской абстракции. Её творчество не отделимо от классического искусства, древней мифологии и мира дикой природы. Даже примкнув к сюрреалистам, Айлин не зацикливалась на загадочных теориях французских мыслителей, безуспешно пытавшихся синтезировать Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Найденные ею образы тайн и трансформаций имеют больше общего с Майклом Пауэллом и Эмериком Прессбургером или Жаном Кокто — искусством сновидений без фрейдистского багажа. «Смысл жизни, — писала Айлин, — теряется без духа игры». А игра для нее означала искусство.


Каталог Eileen Agar: Angel of Anarchy, изданный к открытию одноименной персональной выставки, включает не только богатый иллюстративный материал, но и искусствоведческие эссе Эндрю Ламбирта, Лоры Смит, Грейс Стори и Марины Уорнер, а также поэзию Дейзи Лафарж. Авторы издания размышляют о прогрессивном отношении к искусству, сексуальности и новаторской роли женщины в новейшей европейской истории.


Айлин Агар. Драгоценные камни. 1936

Ed. Laura Smith and Grace Storey

text(s) by Laura Smith, Marina Warner, Daisey Lafarge, Grace Storey, Andrew Lambirth

English

2021. 268 pp., ills.

paperback with flaps

25,5 x 21,5 cm

ISBN 978-0-85488-292-2