Поиск

Чистое сияние вечного космоса



Когда-то Пифагор задумал использовать термин κόσμος для обозначения вселенского порядка. Много веков спустя географ-эрудит Александр фон Гумбольдт присвоил его своему пятитомному трактату, существенно повлиявшему на современное восприятие Вселенной как единой интерактивной сущности. Не прошло и двухсот лет, как космос стал не только неотъемлемой частью человеческого повседневного опыта, но и последним бастионом некого абсолютного присутствия, одинаково уместным в формате шоу-индустрии, науки и откровения.


Сунгфил Юн. Chaos, Cosmos & Circulation 03. 2012

Что может прийти на ум современному человеку при слове #космос? Межзвёздное вещество, гипотетически замкнутый вакуум, мрачная бездна, астронавты, инопланетяне, парад планет, звёздные войны, #milkyway или что угодно ещё.

Это слово окончательно превратилось в искомую единицу культурной информации, которая, как известно, склонна к перманентной миграции и мутации. Очевидно, что двусмысленность ассоциативного ряда превосходно резонирует с двуликим характером Вселенной, в целом, и дуализмом человеческой природы, в частности. С одной стороны, высочайшие взлёты духа, с другой — самые ничтожные его падения. Один из основных современных мифов, обеспечивающих бесперебойное функционирование цивилизованных обществ, — #миф о том, что колонизация космоса — кратчайший путь к всеобщему счастью и светлому будущему. Пожалуй, в этом нет ничего удивительного.

Космос всегда был сродни абсолюту и идеалу, кроме того, в нём читается иерархическая природа, которую смертный человек обязан постигать, только смотря снизу вверх. Он — предмет высокого восхищения, смешанного с трепетом ужаса. Космос велик и вечен, а человек — лишь бренная частичка, стремящаяся слиться с ним в невыразимом чувстве единения. Но что с того, что космос и человек едины, если последний является лишь частью энергий первого?

Стоит признать, что в попытках преодоления этой онтологической несправедливости человечество добилось впечатляющих результатов. Однако, если верить теориям современных учёных, колонизация космоса — это дорога в один конец. Например, если человек проживёт вне Земли хотя бы год, он уже не сумеет вернуться обратно. Проблема состоит в гравитации, которая, скорее всего, окажется намного слабее или сильнее земной. Колонист просто не сможет остаться в прежней физической форме и будет вынужден видоизменяться, приспосабливая свой опорно-двигательный аппарат под новую среду обитания. Таким образом, потомки первых переселенцев утратят способность жить на Земле или же им понадобятся особые приспособления.


Сэм Бии. Тридцать первый глаз. 2000-е

Краеугольный вопрос: может ли человеческое бытие быть расширено до бытия космического — остаётся неразрешённым не только в физиологическом, но и в ментальном аспекте. Глобальные смыслы Вселенной всё ещё не поддаются аналитическим усилиям человеческого мозга. Любая попытка выхода за пределы феноменального мира чревата неодолимыми препятствиями. Столкновение с космосом — с тем, что находится за пределами привычного, с тем, что невозможно воспринять, объяснить или описать, способно погрузить исследователя в атмосферу сверхъестественного экзистенциального ужаса. Как говаривал Ницше: «Wenn du lange in einen Abgrund blickst, blickt der Abgrund auch in dich hinein…» Велика вероятность, что рано или поздно пустота космического хаоса, его неведомая и неодолимая сила тайно и безжалостно овладеет человеческим сознанием. Хаос победит #логос, так и оставив человека одним из бесчисленных порождений космического партеногенеза.

Пожалуй, пространство искусства — это единственная локация, где взаимодействие с космосом не грозит ни физической немощью, ни безумием, это уникальный шанс победы в космической гонке без человеческих жертв и эксплуатации колоссальных ресурсов Вселенной.

Возможно ли дифференциро­вать современное космическое искусство, вычленив его в отдельное направление или жанр? Пожалуй, нет. Это, скорее, большой нарратив, изложенный сколь угодно разными способами: через возвращение к утопическому духу русского авангарда и энтузиазму советской космической эры, через развитие идей кинетизма и оп-арта, через исследование альтернативных миров и паранормальных явлений, находящихся за пределами научной картины мира, или через подробную документацию космических объектов и ландшафтов, наблюдаемых с помощью новейших технологий.


Кванг Янг Чан. Aggregation 17 (MA023 — Star 5). 2017

Сегодня художники — одни из главных бенефициаров космической культуры. Космос больше не является для них чем-то неподвижным, раз и навсегда воплощённым; они жаждут вступить с ним в контакт, не ограниченный одной лишь возможностью созерцания, но ведущий в область бесконечного множества новых сущностей и превращений. В современном искусстве идея космического может быть реализована посредством любых медиа. Художники активно используют станковую живопись, графику, скульптуру, фото- и видеоматериалы, инсталляции, перформанс. Каждое произведение искусства — это многозначная и очень подвижная структура, где индивидуальная человеческая история обретает вселенскую ценность и космический смысл.