Поиск

Хаос и порядок, мерцание и сияние



Надя Скьяннини, Ясмина Яношка






Известно, что у эскимосов есть 400 различных слов для обозначения снега… В современной европейской культуре термин «искусство» трактуется не менее широко. Так, художница из Берлина Брижит Вальдах, известная своей масштабной художественной практикой, успешно сочетает в творчестве изобразительные, архитектурные, музыкальные и литературные элементы. Рисунки и инсталляции Вальдах открывают параллельные миры, где тексты и звуки играют важную роль.


В 2020 году Брижит Вальдах стала четвёртым лауреатом премии MARTa Prize от Wemhöner Foundation. Премия присуждается каждые два года. Призовой фонд в размере 25000 евро включает создание нового произведения для коллекции MARTa, а также персональную выставку в музее современного искусства MARTa Herford (земля Северный Рейн-Вестфалия, Германия). Стоит отметить, что само здание музея является памятником деконструктивизма и было построено по проекту архитектора Фрэнка Гери в 2001–2005 годах. На выставке Schimmer und Glanz представлены одноимённая тотальная инсталляция, графические серии Schweigen (2020) и Goldberg-Variationen (2019), а также некоторые работы из проекта History Now (2016). В связи с ограничениями, вызванными #COVID-19, выставка, открывшаяся 20 сентября 2020 года, была продлена до 24 мая 2021 года.



В фокусе исследовательского внимания Вальдах — исторические факты и культурные феномены. В частности, феномен политической радикализации в послевоенном немецком обществе: Фракция Красной Армии (RAF) и события Deutscher Herbst. Вальдах успешно сочетает анализ истории культуры с текущими проблемами современности, а затем помещает их в новый контекст. Характерной чертой её работ является красный цвет, который ассоциируется с эмоциями от любви до гнева, но также содержит политические коннотации и может символизировать революцию. Вальдах нередко цитирует Ханну Арендт, Хайнера Мюллера, Фридриха Ницше, Дэвида Фостера Уоллеса или Славоя Жижека, создавая облачные текстовые структуры. Это переходы между небытиём и реальностью, где паутина мыслей, ассоциаций и намёков окутывает фигуры, не давая им упасть в бездну.



В проекте History Now художница воссоздаёт процесс коллективного написания интернет-энциклопедии Wikipedia: исторические личности, будь то Адольф Гитлер или Франц Кафка, растворяются в матрице тегов как едва осязаемые явления. Процесс напоминает древние и средневековые палимпсесты, где страницы рукописей выскабливались, для того чтобы освободить место новым текстам. Но если раньше проблема заключалась в нехватке писчего материала, то сегодня это явное свидетельство непрекращающейся информационной борьбы. Проект Вальдах показывает, что написание истории часто представляет собой скорее лоскутное одеяло, нежели цельное изображение, а путь к исторической правде изобилует тупиками.



Созданные в 1742 году «Гольдберг-вариации» Иоганна Себастьяна Баха считаются одним из ключевых произведений в истории музыки. Виртуозный опус, до сих пор доступный для исполнения лишь единицам, вдохновил Вальдах на создание масштабного цикла рисунков из 32 работ, которые автор транслировала в трёхмерную инсталляцию из красных нитей в зеркальном пространстве MARTa Herford. Цикл Баха начинается и заканчивается арией, за которой следуют тридцать вариаций, использующих 32-тактную басовую линию арии. Основываясь на этом строгом композиционном принципе, Вальдах разработала собственную систему визуальных ориентиров, превратив звуковые эффекты в изысканный пространственный рисунок.


Чтобы понять художественное произведение, зритель должен увидеть разные его аспекты — и это именно то, что предлагает выставка в MARTa. В экспозиции продемонстрирована прямая связь рисунков и инсталляции: некоторые работы на бумаге показывают композиционные структуры или, если мыслить более абстрактно, двухмерные системы, которые затем разворачиваются в реальном трёхмерном пространстве. Подобный перевод графического произведения в тотальную инсталляцию демонстрируется здесь впервые.


«С одной стороны, показаны мои крупноформатные рисунки, с другой — часть выставочного пространства отведена под тотальную инсталляцию. — рассказывает Вальдах, — Именно в этом и заключается моя задача: рисовать на бумаге, но в то же время уходить в космос, рисовать в пространстве. Мои работы для MARTa Collection называются Schweigen. Тишина — это именно то, что нам так нужно в наши шумные времена, когда мы сталкиваемся со многими вещами, которые мешают нам вернуться к миру. Иногда важно позволить себе паузу, чтобы переоценить ситуацию или сформулировать свои собственные подходы. В качестве мотива изображения я выбрала окно церкви, которое в истории культуры предлагало своего рода дидактику через фиксированную программу изображения. Через готическое окно передавалось сакральное (предпочтительно библейское) содержание. Чтобы разрушить эту систему и расширить жёсткую фокусировку на ценностях определённых верований, я включила некие разрушительные элементы в абрис церковного окна. Помимо христианского креста, можно также распознать Звезду Давида, знак анархии или гептаграмму, которая своими семью точками указывает на уровни просветления в буддизме. Город Херфорд богат средневековыми церковными традициями и вдохновил меня на создание этой серии. В Schweigen я хочу показать, что религию и идеологии нужно воспринимать намного шире и более открыто, чем это делалось в прошлом».



Инсталляции предшествует блестящий серебряный занавес. Так, странная диспозиция нитей, символов, цепей и зеркальных отражений разворачивается между красным пространством, отсылающим к человеческой истории, и серебряным — обращённым в будущее. Путешествуя по этому сложносочинённому ландшафту под музыку Баха, изумлённый зритель имеет возможность открывать для себя новые перспективы порядка и хаоса.