Поиск

Топология комнат




Сольная выставка молодой художницы Кати Царёвой «Мои комнаты», открывшаяся 12 марта 2020 года в нижегородской галерее FUTURO, по замыслу куратора Алисы Савицкой призвана переосмыслить этику и эстетику модернистского пространства. Стоит отметить, что этот сложносочиненный проект был встроен в пространственный контекст галереи, уже имеющей свои самостоятельные смыслы, историю и выразительность.


Памятник архитектуры, в стенах которого расположилась FUTURO, был построен еще в начале XIX века. За долгие годы существования он успел побывать в статусе доходного дома, постоялого двора и даже банка. Финалом многочисленных трансформаций стало превращение здания в обычную коммуналку, состоявшую, как водится, из множества отдельных комнат. Таким образом, проект, созданный специально для пространства FUTURO, оказался органично с ним связан. Стоит отметить, что открытый «исходный код» комнат был интерпретирован, не только художницей, но и насущной эпидемиологической повесткой. В связи с распространением #COVID19, выставка временно закрылась для посетителей, что, по мнению автора, дало проекту новое звучание и дополнительные смыслы.


«Я создаю образы с чистого листа, изображая нечто одновременно существующее и несуществующее. Я создаю образы пространств, посредством которых передаю гармонию и напряженность, волнительные текучие образы, эстетику чистоты. Сегодня „Мои Комнаты“ стоят в абсолютной тишине, от чего, они как будто стали говорить еще более пронзительно», — отмечает Катя.




Проект изящно балансирует на грани изобразительного искусства, архитектуры, предметного и ландшафтного дизайна, в той или иной степени отсылая зрителя к основным темам и задачам в творчестве художницы, среди которых: переосмысление семантики розового цвета, традиционно ассоциируемого с женской фертильностью, работа с геометрией пространства, исследование внешней и внутренней среды обитания.



Экспозиция состоит из серии живописных работ, созданных за последние два года, объектов, а также масштабной инсталляции «Моя временная комната», расположенной в главном зале галереи. Последний, контрастируя с исходным кураторским посылом, выглядит вовсе не как нейтральный модернистский #whitecube, а, скорее, как #sitespecific. Инсталляция активно взаимодействует с законсервированными руинами: повисшая в воздухе одинокая белая стена недвусмысленно намекает на бренность и хрупкость повседневной реальности.



Вместе с тем, в притягательном, эстетически выверенном пространстве экспозиции кроется своя драма. Внутренняя потребность выйти за рамки правил и стереотипов, навязанных обществом, отчетливо прочитывается в ломаных девичьих фигурах и одиноких комнатных растениях.

Исследуя вопрос гендерной роли женщины в современном социуме, Катя Царёва тонко играет с материалами: розовый ковер оказывается подвижным настилом из деревянной щепы, а источающие флуоресцентный розовый свет мраморные светильники — мягкими на ощупь. Объекты оказываются непредсказуемы и неоднозначны, демонстрируя свободу от любой фактической, физической предопределе­нности.

Также, по словам куратора, в материалах ярко проявляется позиция автора в отношениях человека и природы, которые она рассматривает как симбиоз естественного и искусственного мира, образующий в современной реальности единое целое.



Отдельно, на втором этаже в пространстве импровизированного #blackbox можно увидеть трехканальную видеоинсталляцию из проекта 2018 года «Ищи ме­ня в цветах», которая тематически пересекается с текущей выставкой.




Ушедший век породил искусство высокой конструктивности, как в пластическом, так и в интеллектуальном аспекте. Однако будущее, некогда конструируемое модернизмом, уже наступило. Модернистская эстетика осталась в качестве зримого образа. На этом визуальном фундаменте и выстроена топология комнат Кати Царёвой — еще один шаг в изучении организации и гармонизации восприятия пространства современности.






Join the mailing list
  • Facebook - Белый круг
  • White Instagram Icon
  • Vkontakte - Белый круг

© 2020 All rights reserved. Any use of materials is allowed only with the consent of the editorial 16+

The print publication is registered in the National Center ISSN of the Russian Federation