Поиск

Темная материя



Более или менее смутно, в сознании любого, кто хоть раз посещал Basilica di San Pietro в Ватикане, всплывает яркий и, возможно, единственный образ, который на самом деле и является воспоминанием. Это огромный позолоченный балдахин в средокрестии собора — киворий высотой почти тридцать метров авторства Джованни Лоренцо Бернини. Памятен он не смелой барочной структурой или волютами с дельфинами, а гигантскими композитными колоннами — четырьмя витыми элементами из черной бронзы, такими же мощными и гармоничными, как и талант их создателя.



Чёрный каучук Tortili Паоло Каневари (1991) лихо закручивается в спираль, идеально вписываясь в золотую галерею Appartamento Nobile. Инсталляция наилучшим образом иллюстрирует Materia Oscura — персональную выставку художника в пространстве Palazzo Collicola в Сполето, открывшуюся 7 июля и доступную для посетителей до 13 сентября 2020 года. Экспозиция, созданная директором музея Марко Тонелли и куратором Лоренцо Фиоруччи, демонстрирует широкий диапазон работ Каневари: от ранних опытов 1990-х до последних произведений 2020 года. Tortili состоит из четырех больших скульптур, которые вместо того, чтобы подниматься над землей, свисают с расписанного фресками потолка. Они неподвижны, но динамичны, поскольку то и дело приводятся в движение потоками воздуха. На самом деле, это резиновые оболочки автомобильных шин. Материал, инертный и бедный, грубый и грязный, превращаемый Каневари в гибкие объекты, полные горькой загадочной красоты. Tortili напоминают неведомые организмы, свободные от каких-либо физических ограничений. Эти независимые изначальные формы чувствуют власть гравитации только в пространстве, отделяющем их от земли и одновременно их моделирующем.


Серия прозрачных пластиковых кубов, внутри которых спрятаны QR коды, рассказывает о недостатках современного человека. Внешне они напоминают роскошно упакованные, идеально ограненные бриллианты, что полностью не соответствует их скрытому содержанию. При считывании QR кодов появляются видео, демонстрирующие различные человеческие пороки.

В основе Materia Oscura лежит не только воображаемое, но и предельный символизм формы, её сакральность, баланс между выставочным пространством и арт-объектами. В понимании Каневари символ происходит из материи, абстрагируемой до минималистичных, пробуждающих воспоминания форм, которые на первый взгляд чрезвычайно коннотированы. Однако при более пристальном рассмотрении ценность формы уже преобладает над ее значением. Примерами могут служить Mamma (2000) — гигантская vulva, втиснутая в дверной косяк часовни, сквозь которую можно увидеть Деву Марию, или Black Stone (2004) — параллелепипед из протекторов, или Colonna (2005) — странный объект, напоминающий монолит Стенли Кубрика.


Очевидно, что Materia Oscura живёт энергией комнат дворянской резиденции XVIII века, транслируя ауру арт-интервенции, через активную интеграцию прошлого и настоящего. Последние работы художника — чёрные пейзажи из серии Monumenti della Memoria (2020) в помпезных барочных рамах, выполнены на старинной офортной бумаге посредством отработанного машинного масла. По мнению автора, золото — это материальная ценность, преобразуемая в духовный свет с его многочисленными слоями значений. Черный цвет, напротив, — метафизическая ценность, темная и загадочная часть психики. Два цвета, два материала, которые олицетворяют не только себя, но и смысл искусства, его высокие, непостижимые ценности.



Выставка предлагает множество интерпретаций, исчерпать которые невозможно. В дополнение к более духовным и интроспективным аспектам, здесь можно усмотреть отсылки к критике потребительского рынка и капитализма в целом, дегенерации экосистемы, антропологической катастрофе. «Черная дыра пандемии, которая разрушила мировую экономику, аффекты, социальные отношения, видение общественной и частной жизни, — все это в некотором смысле является неотъемлемой частью трагических и повторяющихся историй, которые характеризуют нашу глобальную эпоху: работа Каневари находится именно в этом потоке», — отмечают кураторы. Materia Oscura задает много вопросов, самый очевидный из которых: «Возможно ли найти свет во тьме?» Темная материя Канневари, безусловно, стремится к свету.

«Суть творчества заключается в поэтическом и метафизическом смысле произведений, — утверждает художник, — Я считаю, что наше мнемоническое наследие должно быть восстановлено как проявление свободы и, следовательно, воображения. Неолиберальная глобализация и безудержная культурная гегемония Запада привели к нереальной реальности и поверхностности восприятия и поглощения образов, какими бы они ни были. Подрывная задача художников состоит в том, чтобы вернуть в работу активное и рефлективное измерение мысли, а не уступать пассивности, которой так жаждет мейнстрим».