Поиск

Сквозь тернии тел


Надя Скьяннини





С 16 июля по 28 августа 2021 года студия Museo Francesco Messina в Милане представила персональную выставку южно-тирольского скульптора Андреаса Сенонера Transitory Bodies.



Сенонер исследует ряд ключевых тем, включая метаморфозы, преемственность и стратификацию, на символическом и материальном уровнях. Его скульптура основана на взаимодействии человека и того изменчивого контекста, в котором он находится, а также тех элементов, которые способствуют этим трансформациям. Сенонер использует уникальные материалы в основном животного и растительного происхождения, включая древесину, перья, лишайники, ткань, пчелиный воск, опираясь на их историю, процесс создания и эволюцию и придавая особое значение данным факторам. Самым любимым его материалом является дерево как важнейший природный элемент, «хранитель» многовековой памяти, который позволяет читать следы времени — до, в процессе и после художественной обработки. Сенонер переосмысляет традиционные скульптурные практики через призму современного искусства, основываясь на собственных идеях и языке, строго привязанном к конкретной природе выбранных материалов. Он также пытается наладить внутренний диалог и вызвать параллелизм с воспоминаниями зрителя.



Выставка является одним из этапов сотрудничества между Museo Francesco Messina и некоммерческим проектом CRAMUM, поскольку Андреас Сенонер стал лауреатом шестой премии Cramum Prize (2018). Принимая у себя этот персональный проект, музей-студия подтверждает свой статус международной арт-лаборатории и центра художественных экспериментов. Выставка также стала частью летней культурной программы La Bella Estate, проводимой муниципалитетом Милана.

Transitory Bodies демонстрирует исследования Андреаса Сенонера о человеке, понимаемом не как тело, а как выражение своей внутренней сущности. Куратором проекта выступил креативный директор Cramum Prize Сабино Мария Фрасса. «Среди различных арт-объектов, представленных в последние месяцы в музее-студии Франческо Мессины, скульптуры Сенонера кажутся наиболее близкими к фигурам мастера. На самом деле, проект Сенонера свидетельствует о том, что разнообразие чувств, настроений и намерений, передаваемых через формы тела, может быть бесконечным и в то же время уникальным и личным, как в скульптуре, так и в жизни», — подчёркивает директор музея Мария Фрателли.



Сенонер создает застылые, неподвижные формы, окутанные аурой таинственности и пропитанные уединением. Художник считает человеческие тела просто преходящими оболочками души, которая вовлечена в процесс непрерывных метаморфоз в своём стремлении к неуловимой окончательной форме. Как поясняет куратор, после лет, проведённых во Флоренции, а также в Испании и США, Андреас всё больше и больше склоняется к сильному герметизму и, как следствие, буквальному дословному запечатлению изображаемых персонажей. Самые последние его работы — возможно, самые полные и освобожденные от итальянской традиции — демонстрируют решительный отказ от изображения всей фигуры в пользу отдельных частей тела. Беспрецедентный, оригинальный и точный анализ фрагмента принимает форму метафоры самого существования. Сенонер полагает, что вся история человечества состоит из фрагментов. «В археологии древние культуры изучаются по найденным следам и фрагментам. Во фрагменте могут быть скрыты символы, которые также имеют сильное влияние на уровне коллективного бессознательного. Работать над фрагментами — это значит вплотную работать над целым», — отмечает скульптор.

Андреас Сенонер формирует собственную рефлексию через заново открытую герметическую поэтику, которая хорошо подходит для сложного исторического момента, в котором оказалось современное общество. Для скульптора становится важным изобразить недра объекта через сложную красоту дерева, поедаемого древоточцами, или через расслоение материала.



Стоит отметить, что из диалога между работами Франческо Мессины и деревянными скульптурами Андреаса Сенонера возникает некий скрытый маршрут выставки, напоминающий своего рода Wunderkammer ontologica. Экспозиция Transitory Bodies поражает не только технической маэстрией, но и способностью ставить вопросы о быстротечности времени и самой природе человеческого существования, захваченного и мгновенно зафиксированного искусством. Таким образом, выставка является изысканным отражением полного диапазона возможностей современной итальянской скульптуры, демонстрирующей синтез пластики, цвета, материи и отсылок к классическим образцам.