Поиск

#ПРОСТОКОСМОС


«#ПРОСТОКОСМОС» — тегированное словосочетание, напоминающее о нашумевшем стартапе, навязчивый припев популярного музыкального трека, восторженная характеристика некого явления или персонажа… Имеет ли все вышеперечисленное нечто общее с космосом как особым межзвездным веществом, вселенским порядком или гипотетически замкнутым вакуумом? Фраза, сама по себе иронична и контекстуальна. Она превосходно резонирует с двуликим характером Вселенной, в целом, и дуализмом человеческой природы, в частности. С одной стороны, высочайшие взлеты духа, с другой — самые ничтожные его падения. Однако, в мире, где космос и человек едины и где последний является лишь частью энергий первого, рано или поздно возникает всепроникающий «ужас сверхъестественного присутствия».

Альбом-каталог «#ПРОСТОКОСМОС» создан по материалам одноименной выставки, состоявшейся в залах Балтийского филиала Государственного центра современного искусства и Арт-платформы «Ворота» Калининграда. В проекте приняли участие более 50 российских и зарубежных художников, среди которых Михаил Молочников, Петр Караченцов, арт-группа «BERTOLLO», Александра Митлянская, а также ученик Марины Абрамович македонский перформансист Игорь Иосифов. Куратором выставки и автором каталога стал российский арт-критик, искусствовед Андрей Епишин.



Сквозной нарратив проекта основан на идее существования некой трансцендентной силы, желающей вступить в контакт с человеком и одновременно демонстрирующей ему свою «тёмную», субверсивную сторону. Многолинейность сюжета формируется вокруг одного события: перерождения героя, соприкоснувшегося с древним космическим «нечто». Данная метаморфоза рассматривается трояко: в духе science fiction, оккультной мистерии и прозаического эпизода из медицинской практики. Художники не указывают на конкретные события и результаты, но лишь размышляют, представляют и прогнозируют сквозь призму литературы, истории, мифологии или информации из средств массовых коммуникаций.


Альбом включает подробную фотодокументацию, описание и анализ экспозиции. Он состоит из девяти внутренних тематических разделов, отчасти дублирующих локации выставки и директории экспозиции. Разделы «Предварительные замечания» и «Концепция» повествуют об обстоятельствах создания и центральной идее проекта. Автор последовательно рассматривает основные методы и этапы формирования проекта, переосмысляет ключевые понятия и принципы независимой кураторской практики, а также делится опытом реализации выставки в реальных условиях взаимодействия с отечественными арт-институциями. Раздел «Пространство и время» посвящен одноименной директории основной экспозиции в ГЦСИ, где собраны произведения, объединенные темой научной фантастики, то есть вымышленных технологий и научных открытий, контактов с внеземным разумом. Название выбрано не случайно: космология издревле объединяла пространство и время в одну абстрактную Вселенную. Раздел «Душа и Бездна» соответствует второй директории, которая повествует о поражении человека перед силами внеположного характера или перед злым началом в нем самом, поэтому представленные работы так или иначе связаны с мистикой и магией. Название директории наводит на мысль о непреодолимой бездне, разделяющей метущуюся человеческую душу и десакрализированный мир обыденных явлений. директория Раздел «Сон и реальность» соответствует третьей директории, объединяющей работы, выполненные в русле маргинального творчества: наива и аутсайда. Последнее позволяет наиболее полно раскрыть затронутую здесь тему безумия, как особого состояния сознания, где границы между сном и реальностью навсегда утрачены. Следующий раздел посвящен пространству black box, которое в данном контексте может также трактоваться трояко: как чёрная дыра, чистилище или биологическая смерть. Седьмой по счету раздел рассказывает о параллельной программе проекта на территории Закхаймских ворот Калининграда. Раздел «Интерпретации» — это личный выбор куратора, который выявив из массива экспозиции наиболее важные для себя работы, демонстрирует их многослойность, неоднозначность, несамотождественность. И, наконец, финальный девятый раздел содержит план основной экспозиции, каталожную информацию, а также высказывания самих художников о своих работах и творчестве в целом.


«#ПРОСТОКОСМОС» адресован как специалистам, так и широкому кругу читателей, интересующихся современным искусством. Это яркое визуальное высказывание о проблемах коллективного бессознательного, о доминировании, подавлении и фатальном недоверии к собственному «я», о социуме, власти, религии, человеке и ценностях его морали, выраженное разными языками, с разнообразными интонациями, от горьких до гротескных, от игровых до медитативных.


Будучи каталогом и одновременно путеводителем по выставке, альбом дает уникальную возможность осмыслить замысел куратора и пройти по заданному им маршруту в любую сторону и безо всякой конечной точки.


Text(s) by Andrey Epishin

graphic design by Andrey Epishin

Russia, Russian / English

2019. 88 pp., 65 ills.

softcover

22 x 24 cm

ISBN 978-5-98190-077-8

Join the mailing list
©
  • Facebook - Белый круг
  • White Instagram Icon
  • Vkontakte - Белый круг

© 2021 All rights reserved. Any use of materials is allowed only with the consent of the editorial 16+

The site is in test mode. The print publication is registered in the National Center ISSN of the Russian Federation