Поиск

Понятие истории



Выставочная программа 2021 года в Richard Saltoun Gallery строится вокруг философского наследия Ханны Арендт, включающего труды по таким ключевым темам, как антисемитизм, колониализм, расизм, национал-социализм и сталинизм. Лондонская галерея спланировала 8 выставок, целью которых является изучение вопросов, поставленных в восьми философских эссе Арендт из сборника Between Past and Future: Eight Exercises in Political Thought (1961).

В сборник вошли работы 1950–1960-х годов, где она рассуждает о той роли, которую понятия «традиции», «религии» и «авторитета» сыграли в политическом и историческом самовосприятии европейцев со времён Древнего Рима. Констатируя распад того единства, которое эти понятия образовывали вплоть до Нового времени, Арендт исследует последствия этого распада для разных областей человеческой жизни — воспитания, политики и культуры.

Персональная выставка Питера Кеннарда The Concept of History, открытая с 8 марта по 16 апреля 2021 года, берёт своё название из второй главы книги Арендт. С конца 1960-х годов Кеннард обращается к темам насилия, неравенства и несправедливости в обществе, будь то война во Вьетнаме, апартеид, гонки ядерных вооружений или экологический кризис. Его активное неприятие лживости и жестокости богатых промышленно развитых стран проистекает из разочарования в их внутренней и внешней политике, которая имеет реальные последствия для повседневной жизни. Выставка связывает искусство Кеннарда с политическими идеями Арендт через их общую веру в то, что история — это конструкция, управляемая и контролируемая теми, кто находится у власти. В своём эссе Арендт утверждает, что история давно стала искусственным процессом. Это ключевая проблема. Арендт напоминает об исторических предубеждениях, указывая при этом, что документальные отчёты всегда могут быть оспорены и, при необходимости, скорректированы. В своих коллажах Кеннард объединяет найденные изображения, чтобы представить создание истории как нечто призрачное и одновременно жестокое. В экспозиции впервые представлена одна из самых больших подборок малоизвестных работ Кеннарда 1968–1976 годов — STOP. Эти монохромные композиции были созданы посредством устаревшего фотомеханического процесса, называемого true-to-scale printing, который фиксирует изображение непосредственно на поверхности подготовленного холста. Они предшествуют его знаменитым фотомонтажам 1980-х годов, таким как Haywain with Cruise Missiles и Protest and Survive, и демонстрируют зарождение авторского художественного языка, существующего уже более пятидесяти лет. Эти центровые работы сопровождают несколько палетных скульптур с использованием техники фотопереноса — для обогащения фактуры призрачными следами лиц и рук.

Скульптуры являются частью текущей серии, создаваемой художником с 1987 года. Их основа — выброшенные деревянные поддоны — недорогая тара, широко применяемая для массовых перевозок и часто используемая бездомными на улицах Лондона в качестве самодельных кроватей. Несмотря на свою тематику, эти скульптуры лишены всякой сентиментальности и обращают внимание зрителя на повседневную борьбу бесправных и неимущих за свою жизнь, а также демонстрируют презрение к несправедливой государственной системе, которая их «подставила». Третья серия работ Untitled (2020) состоит из рук, нарисованных на биржевых котировках. Мотив руки как символа власти уже давно используется Кеннардом. Например, фотомонтаж Crushed Missile (1981) демонстрирует сжатый кулак, разрывающий боеголовку пополам, именно это изображение впоследствии стало знаковым для антиядерных кампаний по всему миру. Однако с середины 1990-х годов художник меняет руку, как символ солидарности и поддержки, на чудовищное изображение когтистой лапы, застывшей в процессе захвата (рука рвёт Всеобщую декларацию прав человека или уничтожает данные фондового рынка). Новые графические работы из серии Untitled предлагают более неоднозначную трактовку руки, принимающей различные позы на страницах финансовых газет. Последнее представляет собой виртуальное исследование того, как абстрактные торговые системы, такие как фондовая биржа, могут ощутимо влиять на человеческое тело.



«Ханна Арендт, по её собственным словам, стремилась „думать без перил“, — отмечает Питер Кеннард. — В эссе The Concept of History она пишет, что нет никаких сомнений в том, что риски, с которыми человечество сталкивается сегодня, созданы им самим. Шестьдесят лет спустя её слова по-прежнему актуальны. Сегодня мы стоим на пороге климатической катастрофы, сталкиваемся со всё более смертоносным оружием, системным расизмом, тоталитаризмом, коронавирусом, непристойным богатством и обескураживающей бедностью. В своём понимании политики первостепенную роль Арендт отводила активной гражданской позиции, способности формировать собственные суждения и делать свои выводы. Перила исчезли, лестница под ними сгнила, но эссе Ханны Арендт учит нас, что именно сюда мы и должны ступить».