Поиск

Настоящее искусство



Специально для ComArts Виктория Шишкова — искусствовед, арт-диллер, совладелица Artflood Gallery & Consulting озвучила свою оценку ситуации на рынке современного искусства, публикуемую здесь в виде кратких тезисов.



Самый распространенный вопрос, который мне задают: «Почему современное искусство такое?» «Потому что жизнь такая», — обычно отвечаю я. Это не искусство «такое» — это мы «такие», просто надо научиться отделять зерна от плевел.

Любое искусство когда-то было современным. Об этом никогда нельзя забывать. Сегодня большинство из нас любит импрессионизм, а в 1874 году критик Луи Леруа использовал этот термин как ругательство. И если зрителю сегодня что-то непонятно, это ещё не значит, что это плохо и, тем более, что это не может войти в историю.

Не секрет, что в художественных кругах вращается очень много непрофессионалов. Более того, огромное количество людей находятся не на своём месте. Я знаю немало искусствоведов, которые начинают заниматься менеджментом в музеях и терпят фиаско только потому, что считают ненужным (или слишком накладным) пройти курсы повышения квалификации. Посредственный учёный — плохой управленец. Знакомая формула. Я уже не говорю о людях без какого-либо специального образования, которые внезапно открывают в себе арт-консультантов, критиков, кураторов и дилеров. Это и есть одна из основных причин, почему отечественная арт-сцена все еще находится вне международного контекста.

Главное в современном искусстве — его смысловая наполненность. Техника, материалы и визуал потеряли свою первостепенную значимость, сейчас всё это — лишь вспомогательный инструмент для донесения мысли автора. Поэтому далеко не у каждого хорошего в ремесленном отношении художника есть потенциал для выхода в большое искусство.

Разница между отечественным и зарубежным арт-рынком вовсе не в объёмах продаж и количестве покупателей. Дело в том, что за рубежом арт-индустрия — это, прежде всего, бизнес и только потом тусовка. В России же все хотят тусоваться, но мало, кто хочет вести бизнес.
Катя Гранова. Сцена с черепом. 2021

Лучше всего покупают либо нечто модное, либо понятное, либо то, что можно «красиво повесить над диваном». Большинство арт-дилеров этому потакает. На мой взгляд, надо воспитывать вкус и направлять покупателя в нужную сторону.

Собрать хорошую и инвестиционно привлекательную коллекцию современного искусства гораздо легче, чем охотиться за раритетами. Старые мастера давно в коллекциях. Среди тиражной графики слишком много подделок. А совриск — выбирай, покупай. Да и художники в основном ещё живы, поэтому нет проблем отследить провенанс.

Иногда ко мне обращаются люди, называющие себя дилерами, и просят найти что-то для их клиентов. On a non-profit basis. Я бы и сама себе не заплатила, конечно, за один единственный запрос в Google, но, представьте, многие затрудняются сделать даже это.

Мне нравится современное искусство, так как, работая с ним, я чувствую себя частью истории. Истории, которая происходит здесь и сейчас. Пройдет каких-нибудь 100-200 лет и ценители прекрасного будут восклицать: «Вот это да! Тогда было настоящее искусство, не то, что сейчас».


2 copyМММ.jpg

ComArts 

recommends

Александр Колосков

Join the mailing list
©
  • Facebook - Белый круг
  • White Instagram Icon
  • Vkontakte - Белый круг

© 2021 All rights reserved. Any use of materials is allowed only with the consent of the editorial 16+

The site is in test mode. The print publication is registered in the National Center ISSN of the Russian Federation