Поиск

Наблюдаемая вселенная



С 29 сентября 2019 по 16 февраля 2020 года Музей искусств Санта-Барбары представляет выставку The Observable Universe, посвященную визуализации космоса в изобразительном искусстве.


Майкл Лайт. Южное лунное полушарие, 1999. Фотография Альфреда Уордена. Миссия "Аполлон-15", 26.07-7.08.1971

Наблюдаемая вселенная простирается более чем на 10^26 метров в каждом из направлений. Теоретически, она включает в себя всю материю, то есть любые явления и сигналы, которые можно увидеть или зафиксировать с помощью современных технологий. Если холодно отстраниться от существующих научных гипотез, то можно просто предположить, что Вселенная является бесконечным однородным вместилищем всех звёзд и галактик. Однако, каким бы обширным и всеобъемлющим не казалось это пространство, оно все же предполагает определенную дистанцию, обеспечиваемую самим фактом бытия на Земле, то есть существованием наблюдателя. Непреодолимое расстояние, существующее между человеком и любыми другими космическими объектами, заставило художников обратиться к точным наукам, в частности, к астрономии, а также использовать экспериментальные методы для концептуализации картины необъятного космоса. В астрономии есть несколько методов, используемых для визуализации небесных объектов. Точно так же и представления художников о вселенной, вдохновляемых различными космологическими моделями, могут широко варьироваться.



Опираясь в основном на собственную музейную коллекцию, дополненную некоторыми экспонатами из других местных собраний, The Observable Universe, курируемая Мишель Уэст, исследует широкий спектр репрезентаций космоса, примерно совпадающих с «космической эрой» последних шестидесяти лет. «В основе выставки лежит идея, что космическая гонка связана с современными арт-практиками, — говорит Уэст, — Мы также хотелось исследовать, какую роль играет акт наблюдения в астрономия и в искусстве. Эта космическая выставка посвящена репрезентации того, что существует благодаря рукотворному искусству и фильтруется через человеческий опыт».

Начиная с детского увлечения космическими путешествиями и заканчивая философскими вопросами о месте человечества во Вселенной, произведения искусства, представленные на выставке, отражают непреходящее очарование космоса. От невероятной фотографии Earthrise, сделанной астронавтами во время миссии «Аполлон-8» в 1968 году, до недавних шокирующих изображений черной дыры, исследование космоса захватило коллективное воображение и постоянно вдохновляет на различные художественные практики.

Так, Майкл Лайт исследует визуальное влияние ранних фотоснимков Луны из архивов НАСА в своей Full Moon серии. Фильтры камер Hasselblad, были недостаточно чувствительны, чтобы передать те эмоции и впечатления, которые описывали астронавты миссий «Аполлон», — эту непостижимую, нефильтрованную черноту пространства. Для своего проекта Лайт не только придумал новый способ обработки изображений, он также разработал специальный оттенок чернил под названием «лунный неро», благодаря которому космос выглядел более черным, чем могли показать реальные снимки от Hasselblad. По мнению Лайта, его картины демонстрируют огромную четкость, потому что они изображают мир без воздуха, без атмосферы. Лиа Халлоран использует технику ранней астрофотографии для создания крупномасштабных инсталляций раскрашенных вручную цианотипий и «клише-верре» отпечатков звездных скоплений, галактик и планет. В своих работах Халлоран отдает долгожданную дань уважения женщинам-астрономам, их вкладу в науку со времен античности и до наших дней.



Фред Томазелли создает то, что сам он называет «небесными портретами». Художник рассматривает свои работы как сюрреалистические и галлюцинаторные вселенные, в которых зрители могут потерять себя в вихре изображений и орнаментики. Его также интересуют утопии и ее различные итерации в творчестве, от романтиков до битников, что характеризует его работу как своего рода «поиск трансцендентности». Энн Mаккой объединяет образы глубоководного мира с изображениями глубокого космоса, совмещая коралловые рифы с планетарными телами в безымянных литографиях. Особый интерес представляет инсталляция астронома-любителя Рассел Кротти, который использует в своем творчестве био-смолу, коллаж и другие нетрадиционные материалы. Это покрытый бумагой подвесной шар, испещренный рисунками, сделанными с помощью обычной шариковой ручки.


Фред Томаселли. Портрет Джима и Вивиан (деталь), 1992

Каждый из этих подходов, безусловно, способствует развитию визуального языка, посредством которого человечество может отобразить взаимоотношения с непостижимой и необъятной бесконечностью.