Поиск

Искусство на грани науки



Дмитрий Булатов — художник, теоретик искусства, куратор Балтийского филиала Государственного центра современного искусства, организатор ряда выставочных и издательских проектов, посвященных различным аспектам взаимоотношений между искусством и высокими технологиями. По просьбе ComArts Дмитрий Булатов озвучил свое видение дискурсивного поля art&science, публикуемое здесь в виде кратких тезисов.



Слово #постмодернизм проклято и забыто. Art&science скорее можно причислить к постконцептуальному искусству. Это целостная творческая практика, в которой наряду с робототехникой, информационными технологиями и биомедициной художники используют различные «ненаучные» элементы — интуиции, метафоры и художественные обобщения. Помимо традиционного медиа-арта, работающего с экранными технологиями, art&science задействует еще и так называемые #deepmedia, трактуемые как новый тип видения более глубокого технологического опосредования материи.
Если мне говорят по приезде в какой-либо университет не ходить к медиевистам или к тем, кто занимается античностью, потому что они по определению терпеть не могут art&science, я не могу с этим согласиться. Те же иезуиты были первые, кто апеллировал к техническим новшествам. Например, ведовской светильник. То есть они использовали технологические гаджеты в своей теологической деятельности. Это так называемая археология новых медиа: поиск паттернов, прообразов новых технологий в прошедших веках. Что касаемо жрецов исторической науки, то уже через час общения они обычно принимают art&science безо всяких противоречий.
Я сейчас всё чаще общаюсь с представителями технических наук, а не с художниками. Хорошо, если художники посещают мои лекции для общего развития, но я не надеюсь на нечто большее. Они не хотят менять устоявшийся характер своих практик. Другое дело — техники. Им не нужен перевод, они уже говорят на языке науки.
Думаю, что в плане образования наилучшие результаты демонстрируют факультет робототехники Университета Огайо в США и факультет биологии Университета Западной Австралии. И там, и там выпускник получает два диплома: художника и техника. Другими словами, если ты творчески бездарен, то иди в биологи, занимайся тканевой инженерией. Твой труд будет наверняка востребован. Если ты творчески одарен — стань художником. Человеком, который работает в лаборатории своими руками и живет своим умом. И, например, использует биологическую ткань для выращивания живых скульптур. Но в любом случае, объем профессиональных требований к такому специалисту будет очень высок.
Художник никому ничего не должен. Хорошо, если он станет максимально толерантно относиться к art&science и признает его право на жизнь. Если же он не хочет заниматься подобными практиками, то это его право. Его необходимо оставить в покое. Гораздо проще сориентировать ученого в пространстве истории искусства и работать с ним.
Что делать с образным мышлением? Образ — это своего рода интерфейс между человеческим сознанием и объективной реальностью. Известно, что образному мышлению научить нельзя. Оно либо есть, либо нет. Поэтому если сам автор заявляет, что это искусство, то я с ним априори согласен. Конечно, должны быть какие-то институциональные соглашения. Но лично для меня человеческая голова — черный ящик. Полагаю, что ни я, ни кто-либо другой просто не знают, что там происходит. Строить прогнозы бессмысленно.
Несет ли art&science разумное, доброе, вечное? Нет. Помогает ли оно делать человека человечнее? Конечно, нет. Напротив, оно позволяет человеку стать бесчеловечнее, то есть максимально удалиться от пресловутого антропоцентризма. Картина развития современных технологий и проблематика #deepmedia свидетельствуют о необходимости отказа от подобной точки зрения — в пользу представлений о человеке как одном из многих других действующих лиц в этом мире. Если признать, что люди и материальные объекты взаимодействуют друг с другом в едином и равноправном процессе, принципиальные различия между человеческим и нечеловеческим устранятся сами собой.
Художники не отвечают на вопросы, они их задают. Отвечает публика, то есть те, кто приходят думать.

Join the mailing list
©
  • Facebook - Белый круг
  • White Instagram Icon
  • Vkontakte - Белый круг

© 2021 All rights reserved. Any use of materials is allowed only with the consent of the editorial 16+

The site is in test mode. The print publication is registered in the National Center ISSN of the Russian Federation