Без повестки
Женщины в новейшей истории искусства

Цикл лекций

name2.jpg
IMG-20220215-WA0000.jpg

Долгое время само слово «художница» имело если не уничижительное, то всё же не слишком серьезно значение. Чуть более полувека назад, на волне зарождения феминистского движения многие художницы не побоялись поставить под сомнение само понятие женственности, а также любые ожидания патриархального мужского сообщества в адрес женщины и ее тела. Сегодня женщины составляют около 51% от общего числа художников в мире. В условиях меняющихся политических ландшафтов, они наконец-то получили возможность репрезентовать собственную реальность, транслируя свою идентичность через силу разума и таланта. Цикл лекций посвящен творчеству влиятельных современных художниц, до сих пор мало известных отечественному зрителю, чьё творчество и философия непосредственно связаны

с феминным дискурсом, однако не сфокусированы на политической доктрине феминизма.

Айлин Агар

Ангел анархии

Британская художница Айлин Агар чаще всего оценивается через ее личные связи с ключевыми фигурами европейского модернизма, такими как Пол Нэш, Эзра Паунд, Ролан Пенроуз и Поль Элюар. Однако влияние её экспериментальных практик на развитие дизайна, моды и современного искусства неоспоримо. На протяжении своей почти семидесятилетней карьеры Агар синтезировала элементы самых значительных модернистских тенденций: плавно скользя от фовизма и кубизма, через биоморфный сюрреализм к ташистской абстракции. Её творчество не отделимо от классического искусства, древней мифологии и мира дикой природы. Даже примкнув к сюрреалистам, Айлин не зацикливалась на теориях французских мыслителей, безуспешно пытавшихся «примирить» Зигмунда Фрейда и Карла Маркса. Найденные ею образы тайн и трансформаций имеют больше общего с Майклом Пауэллом, Эмериком Прессбургером или Жаном Кокто. Это искусство сновидений без фрейдистского багажа.  Смысл жизни для Айлин терялся без духа игры, а игра для нее означала искусство.

T03809_10.jpg
AP-BUCHH-00089-B-300_edited.jpg
AP-BUCHH-00089-B-300_edited.jpg

Хайди Бюхер

Метаморфозы

Творчество важного и до некоторой степени забытого мастера международного неоавангарда Хайди Бюхер характеризуется поэтическим и преобразующим подходом к представлению о личных пространствах, имуществе, архитектурных фрагментах и феминизме. Легендарные латексные скиннинги швейцарской художницы являются визионерским и эстетическим свидетельством перманентной потребности общества освобождаться от устаревших и заскорузлых мировоззренческих норм патриархального мира. Творчество Хайди Бюхер свидетельствует об открытии и освобождении чувственного тела в ХХ веке: она во многом подготовила почву для современных небинарных утопий, решительно выступив против любого насилия и дискриминации. Что касается её размышлений о взаимодействии с индивидуальной и коллективной памятью как о форме исцеления, то данная тема по-прежнему остаётся одной из важнейших в пространстве современного искусства.

Налини Малани

Коллективный катарсис

Налини Малани широко известна как пионер видеоарта и экспериментального кино. Сегодня она является одним из самых плодовитых междисциплинарных художников. Пластический язык Малани основан на анимации и сложном контрапункционном аудиодизайне, отсылках к историческим мифам, памятникам мировой литературы и цитатам из текущих новостных лент, а междисциплинарная практика — на поиске новых способов экспонирования за пределами традиционных выставочных пространств. Одна из самых знаковых форм её инсталляций, названная Video/Shadow Play переводит театральныей и анимационные эксперименты в пространственный и сенсорный опыт с видео, проецируемом на вращающихся прозрачных цилиндрах, которые также освещаются прожекторами и сопровождаются звуком. Характерный метод её авторской наррации — это стремление к преодолению травмы национальных сегрегаций и обращении к коллективным проблемам социальной несправедливости. Таким образом, Малани выводит на первый план историко-политические вопросы, что во многом объясняется её драматическим опытом беженки, связанным с процессом раздела Британской Индии.

NaliniMalani_7.jpg
247641872_375818530911698_2400740887752689037_n.webp (1).jpg

Агнешка Курант

Кристалл толпы

Коллективный разум присутствует в бактериальных колониях, слизистых плесени, человеческих городах, онлайн-сообществах и системах искусственного интеллекта. Может ли коллективный разум также стать формой художественного творчества? Польская художница-концептуалист Агнешка Курант в высшей степени вдохновлена идеей, что искусство будущего может создаваться человеческим сообществом, а не отдельными людьми. Находясь на стыке искусства и науки, концептуальные работы Курант исследуют, как сложные социальные и культурные системы стирают различия между мёртвым и живым, реальным и синтетическим, естественным и искусственным. Главное, что удается выявить через этот красочный ряд ризомных разветвлений, —фатальная ошибочность неолиберальной концепции роста, основанная на линейном, непрерывном и неистовом процессе эксплуатации человеческих ресурсов. Художницу также интересует «экономика невидимого», которую она исследует, создавая воображаемые места, информационные системы, факты и реальности. Так или иначе, Курант настойчиво подчеркивает наличие иных моделей сосуществования, куда менее тотальных, нежели доминирующая парадигма.

Дженни Сэвилл

Буйство плоти

Британская художница Дженни Сэвилл легко преодолевает границы между фигуративом и абстракцией, умея преобразовать актуальную хронику в универсальный образ — современный гуманизм, который вновь ставит человека в центр истории искусства. Исследуя витальные силы, которые действуют внутри, а иногда и против человека, Сэвилл обращается к экспрессии Виллема де Кунинга и Сая Твомбли, а также деформациям Пабло Пикассо и Фрэнсиса Бэкона. Ее художественный метод характерен интересом к несовершенствам и уязвимым местам человеческого тела. Многие герои Сэвилл выглядят гротескно и даже бесполо, с вялыми и бесформенными конечностями. Их облик явно противоречит стереотипным канонам красоты, которые всё ещё навязываются современным обществом. И хотя сюжеты Сэвилл по-прежнему принадлежат классической традиции: масштабные портреты, обнаженные тела, многофигурные композиции, статуарность поз, она нередко черпает вдохновение в памятниках первобытного искусства. Будучи наследницей так называемой School of London, Сэвилл убеждена, что потенциал станковой живописи еще не исчерпан. А пластический баланс между монументальной драмой тел и рваной мощной фактурой подчеркивают масштаб и глубину феминного дискурса.

SAVIL-1999.0004-Fulcrum-cc-Rizzoli.jpg

Лектор

Андрей Епишин (1).jpg

Андрей Епишин

Кандидат искусствоведения, арт-критик, куратор, организатор ряда выставочных и научных проектов. Член московского отделения СХ РФ, Ассоциации историков искусства и художественных критиков (АИС). Дипломант РАХ, дипломант СХ РФ, лауреат Международной премии в области искусства и мультимедиа Terra Incognita.

Автор значительного числа публикаций в различных периодических изданиях по искусству, сборниках международных научных конференций, художественных альбомах и каталогах выставок, а также научных монографий «Миф, проект и результат. Ранняя советская живопись 2-й половины 1920-х — начала 1930-х годов» (М., 2012) и «Преображая мир в кровавом мятеже… Русская живопись революционной эпохи» (М., 2017).

Искусствовед международного журнала «Русская галерея — XXI век». Главный редактор журнала Community Arts magazine.